Всем форумчанам доброго времени суток!
Недавно воплотил в реальность то, что давно задумывал, а именно съездить в Германию на автомобиле. Теперь же хочу написать небольшой отчетик: глядишь, кто-то новое для себя порчерпнет, или просто кому-то будет интересно. Во время путешествия старался считать пробеги, расходы топлива и пр, но все цифры будут приводиться приблизительными.
Итак, с самого начала планировалось из Воронежа ехать в Германию, Берлин, затем в Мюнхен, затем в Чехию, посетить Прагу. Путешествовать решили вдвоем с моей девушкой. Но ее родственники из Литвы, Вильнюс, узнав о наших планах, настоятельно рекомендовали заехать к ним на несколько дней. Поэтому, прикинув все расстояния, сроки, расходы и пр, решили ехать сначала в Вильнюс, затем в Берлин, затем домой в вэрээн.
У моей девушки уже была шенгенская виза, я же подал документы 7.08.14 в визовый центр на открытие визы в немецкое посольство. Скажу сразу: друзья, подавайте документы как можно раньше! Я просил открыть визу с 29.08 по 13.09. В итоге мне на эти сроки и дали, но на руки я ее получил 2.09. Вот такие пунктуальные немцы.
В общем, получив документы на руки, сделав Зеленую карту и страховки путешествинников, выдвигаемся!
1. Воронеж - Москва - Минск - Вильнюс
Пробег: ~1400 км
Время в пути: 24 ч (с учетом остановок и отдыха)
Средняя скорость: ~93 км/ч (без учета остановок)
Расход топлива: ~9,7 л/100км
Платные участки: ~350 руб
М4 (Е115) "Дон"
Около 15:00 выехали из Воронежа. Идем 100-130. Вдруг за Задонском при подъеме в гору начинает пропадать тяга и моргает чек. Ну, блин, думаю, путешествие началось.. Комп выдал ошибку о пропусках зажигания в 3 цилиндре. Поменял свечу, не помогло. Поменял катушки второго и третьего цилиндра местами - ошибка перескочила на второй цилиндр. Запасной катушки с собой не было, но и возвращаться не хотелось. В общем, решил докатить до Москвы, а там уже и обжиться рабочей катушкой. Отсюда, кстати, и большой расход топлива, ехал то я на трех котлах. Забегая вперед, скажу, что это была единственная неисправность, которая поджидала нас во время пути.
Про саму трассу рассказывать особо нечего, многие ее очень хорошо знают. Заторов не было, погода была отличная. Пару раз остановились попить кофе. На МКАД въехали около 20.00, примерно час ушел на пробки. В итоге, подъехав к крупному автоцентру, нашел его закрытым. Делать нечего, едем дальше на трех котлах.
М1 (Е30) "Беларусь"
Трасса в целом неплоха, нет платных участков, но попадаются населенные пункты, в некоторых есть светофоры. Попался даже ж/д переезд, причем вне населенного пункта, да, вот так. Ехал около 90-120 км/ч, дорогу не знал, поэтому не торопился. Опять же, несколько раз останавливались поесть и попить. Трафик маленький. Около 3 ночи въехали в РБ. Нас встречала табличка о начале платной дороги, но на пункте оплаты все оказалось в заброшенном состоянии. Скоростной режим - 120 для легковых авто. По качеству дороги - хуже, чем М1 и М4. Под Оршей остановились, поспали. В 7:00 (8:00 по Москве) дальше в путь. Погода испортилась, много тумана и накрапывающий дождь. Около 9:00 по местному приехали в Минск. У местных узнал, где находится ближайший авторынок, и пошел искать запчасть. Рынок у них большой, на немцев есть практически все (а может и абсолютно все), полазил посмотрел цены Катушку взял б/у, за 25 $ (можно было и за 20, и 15, но у меня в наличии были только рубли, и только один продавец согласился взять, кстати, по довольно гуманному курсу). На все мытарства ушло около 3-х часов. Ну что же, дальше в путь!
М6-М7 (Е28) Минск-Вильнюс
Скоростной режим тот же (120 км/ч), но, в отличии от предыдущих дорог, по одной полосе в каждую сторону. Трафик минимальный (какой-то участок ехали минут 10-15 и не встретили ни одной машины). Перед границей с Литвой заправил полный бак на Лукойле. Около 14.00 приехали на саму границу. Таможенники к нам не придирались, сумки не потрошили, машин было мало - на все про все ушло около часа. Сразу после границы нас уже встречали родственники: радость, объятия и в Вильнюс!
Вильнюс
Вильнюс сравнительно небольшой город, население около 550 тыс. человек. Но в то же время современный, в целом ухоженный, даже уютный Мы были здесь три полных дня (не считая день приезда), и все это время исследовали его. Очень много костелов, все по своему красивы, исторический центр с классическими узкими улочками, площади, наполненные молодежью. Очень понравился новый городской парк, его реконструировали и открыли этим летом. В парке течет речка, там плавают утки, которых можно кормить с руки. Спальные районы - ни дать ни взять типичный советский город - одинаковые многоэтажки, правда не серые, а скорее желтые (то ли их перекрашивали, то ли они изначально такие были). Во дворах везде газоны, на которых не паркуются, хотя, как и у нас, дворы забиты машинами. Подъезды (а я был в трех домах) - чистые, видно, ремонт у них делают регулярно. Сами жили у родственников в новом многоэтажном доме.
Вообще Вильнюс - очень зеленый город. Мы побывали в трех парках, везде живописно. Для меня теперь Вильнюс - город парков Также побывали в деревушке Тракай, там замок и красивое озеро.
Что касается дорог и всего автомобильного движения. Дороги в целом узкие, но в целом ровные, местами подлатанные. Движение достаточно оживленное, но здесь реализованы несколько скоростных магистралей сквозь город со съездами в разные районы города, что позволяет избежать крупных заторов. На дорогах преимущественно "немцы" и "французы" конца девяностых - начала нулевых г.в.
В магазинах цены сопоставимы с нашими, но чуть-чуть дороже (скорее всего из-за курса рубля - лит завязан с евро и растет или падает вместе с ним). С Нового года в Литве вводится евро. Цены на бензин не помню, в Литве не заправлялся.
Помимо "культурной" программы посещали всяческие бары и кафе. Местное пиво неплохое, настойки хороши Попробовал местное блюдо, называется цеппелины (картофельно-луковая котлета с начинкой из говядины и грибов). Ничего особенного, честно говоря).
Русская речь слышна нечасто, но в магазинах и заведениях питания обычно набирают знающих, помимо литовского, и русский язык.
Я времени даром не терял и съездил к местному диагносту Володе) Посмотрели, проверили, все в норме. Заодно в ближайшем магазине купил катушку Бош, про запас.
Что ж, пора двигаться дальше!
2. Вильнюс - Варшава - Берлин
Пробег: ~1100 км
Время в пути: 14 ч (с учетом остановок и отдыха)
Средняя скорость: ~92 км/ч (без учета остановок)
Расход топлива: ~6 л/100км
Платные участки: ~102 злотых / ~1200 руб
Е85-Е67 Вильнюс - Варшава
В 21.00 по местному времени (+1 МСК) мы выехали в Берлин. Поехал через Каунас, ибо сказали что дорога лучше. Дорога действительно оказалась отличной, трафик опять же минимальный, включил круиз и радуйся жизни. За Мариямполе случилась небольшая пробка (минут 20) из-за ремонта дороги. Кстати, у них принято в таких ситуациях (пробка на трассе) делать следующим образом: последний стоящий в пробке включает аварийку - это позволяет заранее сбросить скорость. Следующий подъехавший тоже включает аварийку, предыдущий выключает, и таким образом передается информация о заторе подъезжающим водителям.
Но вернемся к путешествию. Хорошего понемногу, и только стоило въехать в Польшу, как начались мучения. Магистраль кончилась, началась обычная загородная дорога (ограничение 90), по одной полосе в каждую сторону. Даже ночью трафик был приличным, много фур. Впридачу деревня на деревне (ограничение 50, в темное время суток 60), много светофоров. Пока этот участок проехал - устал дико. Впридачу, в городе Ломжа немного заплутал (я решил, что намного умнее навигатора и поехал срезать.. Пришлось в итоге поплутать по городу). В Варшаве остановились поспать.
А2 (Е30) "Autostrada Wolności" Варшава - Берлин
Немного поспав, выехали из Варшавы и попали на эту платную магистраль. Друзья мои, вот это я понимаю дорога! Ограничение 140, но как же тяжело держать эту скорость (спасибо круизу). 140 едет мало кто из легковых, в среднем 160-180 (а я экономил бенз и не нарушал ). Неровностей нет (а если и есть, то незаметные), при въездах и съездах на мосты нет стыков (привет М4), разметка "антисон" (сильный гул при заезде на нее), в общем сказка. каждые 30-40 км бесплатная стоянка с кафе (в основном Мак, КФЦ, Бургер Кинг) и отелем. Пейзаж в целом как и у нас, поле-лес. Много ветряков.
В общем несколько часов, и привет, Германия! О въезде в ФРГ говорит только маленькая табличка и патрульный автомобиль местных полицаев. Автобан по достоинству не смог оценить - много километров ремонта дороги, но пробок из-за этого нет. Асфальт совсем другой, рифленый (продольно, конечно же). От границы с Польшей до Берлина немного, около 70 км. Вокруг Берлина проходит большая окружная, "Берлинринг" (Берлинское Кольцо), минимум по три полосы в каждую сторону. Сквозь сам город тоже проходят несколько скоростных магистралей (также минимум по три полосы в каждую сторону) со съездами в районы города. Вот бы в Воронеж такую магистраль... Трафик плотный, но заторов, опять же, нет. Все огорожено бетоном, но кое-что можно разглядеть, например, AUDI Zentrum Berlin Standort Adlershof
Берлин
К отелю мы приехали в 11.00 по местному времени (+2 МСК). Номер сняли недорого в отеле Rehberge. Хозяин - украинец). Отель располагается в районе Wedding, Западный Берлин. Район рабочий, эмигрантский, населенный преимущественно турками, встречаются поляки, хорваты и пр. Несмотря на это, обстановка спокойная, тихая, район ухоженный. Никаких сборищ по 30 человек, никаких лезгинок и прочего "колорита". Первые этажи зданий - мелкие лавки, продающие, в основе своей, турецкий фаст-фуд, так называемые Dönerkebab, или просто Döner. По сути - это шаурма, только в булке. Порции большие, начинка насыщенная, мне хватало одного, чтобы объестся. Стоит в среднем €3. Также аптеки, парикмахерские, в общем сфера обслуживания во всей своей красе. Рядом супермаркет. Цены сопоставимы с нашими, даже дешевле.
Метро было в 100 метрах от отеля. Вообще, система общественного транспорта контролируется концерном BVG, и состоит из подземного метрополитена U-Bahn, надземного S-Bahn, автобусного и трамвайного сообщения. Билет покупается в автоматах на любой станции или остановке. Для его использования нужно поставить на нем печать: автоматы-компостеры выбивают на нем время активации, с этого момента билет действителен. Действует во всех типах транспорта. Самый дешевый - €2,60, действителен 2 часа. Турникетов нет, можно смело ездить "зайцем", по крайней мере в метро. Только один раз попали на контролера, но билет у нас был) Штраф за безбилетную езду - €40. На станциях надземного метро можно тут же пересесть на пригородные поезда, электрички.
В общем попасть в любой район города не составляет проблемы.
Берлин - сердце Германии, культурный и экономический (наряду с Франкфуртом-на-Майне) центр. Город большой, мы ограничились самыми известными достопримечательностями:
Чекпоинт Чарли - КПП между Западным и Восточным Берлином, Бранденбургские ворота, Рейхстаг, Воин-освободитель (Памятник Советскому солдату), Потсдамерплац + Сони Центр, Берлинский кафедральный собор, Музейный остров, Александерплац с телевышкой, улицы Унтер ден Линден, Фридрихштрассе, Тахелес. Рассказывать много не буду, кому интересно - загуглите, а лучше посетите лично, очень советую.
В итоге, 3 дня мы много ходили, поели много берлинских сосисок, попили много пива) Большинство немцев знают английский, поэтому общаться не составляло большого труда, благо моя девушка неплохо владеет им. Город приятный, особенно западная часть. В восточной части почти не были, там-то и смотреть особо не на что - панельные многоэтажки эпохи социализма, сплошная серость.
Автомобильное движение плотное, и, опять-таки, без заторов! Везде есть велодорожки, водители, велосипедисты и пешеходы уживаются мирно. На дорогах 90% авто "немцы", что не удивительно. Старых авто почти нет. Пару раз видел "бочки" с древними дедушками за рулем) Встречались и совсем ретроавтомобили
Трабант, правда, стоял как реклама сувенирного магазина.
Народ неспешный, размеренный, я бы даже сказал добродушный. У кого бы что бы ни спросили, на улице или в заведении, все вам улыбаются и терпеливо стараются ответить на вопрос) Пример: я пришел в супермаркет, чтобы взять тележку, нужно всунуть 1 евро, а меня, как назло, мелочи шиш. Подошел турок, торгующий газетами рядом, и дал 1 евро, хотя я даже не просил. Вот так-то. В магазине на кассе обязательно спросят, довольны ли вы "шопингом". В кафе - обслуживанием, пожелают хорошего дня. Мелочь, вроде бы, а приятно.
Иногда встречаются бомжи, шарящие по урнам, и наркоманы, но крайне редко.
Три дня пролетели очень быстро, и, как бы не хотелось задержаться, нас ждала дорога домой..
3. Берлин - Варшава - Минск - Москва - Воронеж
Пробег: ~2400 км
Время в пути: 36 ч (с учетом остановок и отдыха)
Средняя скорость: ~104 км/ч (без учета остановок)
Расход топлива: ~9 л/100км
Платные участки: ~1500 руб
В 10:00 выехали из Берлина. До Варшавы доскочили быстро, но затем магистраль кончилась, и началась загородная трасса. Деревни каждые 5 километров. Светофоры. Жуть, в общем. Около 18.00 приехали на КПП "Тересполь-Брест". Машин море, в основном белорусы, затарившиеся в Польше и перегонщики машин. В итоге потратили на таможня аж 6 часов.. Затем под Минском поспали, и дальше в путь. До Москвы добрались без происшествий, потолкались пару часов на МКАДе. В Воронеж приехали в 23:30.
Итог.
Путешествием крайне доволен, много впечатлений! Также доволен автомобилем, не подвел, за исключением той злополучной катушки) Всем рекомендую не бояться ездить на авто за рубеж, не заблудитесь! Теперь в планах все-таки посетить Прагу)
Всем спасибо за внимание, надеюсь, было интересно!